Профилактика датчика кислорода Лямбда-Зонда
Замена датчика кислорода (Лямбда-Зонда) по сложности сравнима с заменой свечи зажигания, однако стоимость его на порядок выше. К тому же диагностировать выход его из строя без специальных приборов сложно и порой приходится проходить платную диагностику в сервисном центре. Это достаточно весомые доводы в пользу профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск поломки Лямбда-Зонда.
Принцип работы и назначение датчика кислорода
Двигатель автомобиля работает на топливно-воздушной смеси. Идеальное (стехиометрическое) соотношение бензина и воздуха в нашем случае равно 14,7:1, при котором коэффициент избыточности воздуха λ (лямбда) равен 1. В этом случае соблюдается оптимальный баланс между мощностью и экономичностью двигателя, а выбросы в атмосферу соответствуют экологическим нормам (при условии использования катализатора).
Устанавливаемый в выпускном коллекторе Лямбда-Зонд замеряет количество кислорода в выхлопных газах, и посылает сигнал в контроллер, который в зависимости от показаний датчика корректирует состав воздушно-топливной смеси, приближая его к оптимальному значению. Реализовано это путем изменения напряжения в зависимости от концентрации кислорода. Таким образом, датчик кислорода обеспечивает обратную связь, способствующую наилучшему режиму работы двигателя.
Основные причины замены датчика кислорода и их предупреждение
Одной из основных причин замены Лямбда-Зонда является его отравление продуктами сгорания топлива. Подобным техническим термином обозначается неисправность датчика, возникшая из-за наличия в отработавших газах большого количества соединений свинца и кремния, губительных для его чувствительных элементов.
Повреждение датчика возможно также в результате попадания на его поверхность эксплуатационных технических жидкостей – тормозной, охлаждающей, бензина или масла. Повышенное давление топлива и его воспламенение в выпускном коллекторе (например, при многократных попытках запуска двигателя без паузы) также способствуют быстрому износу Лямбда-Зонда.
Спасибо за подписку!
Ресурс работы датчика кислорода 50-70 тысяч километров пробега, при соблюдении оптимальных условий эксплуатации. К таковым относится в первую очередь заправка качественным бензином и правильная работа системы впрыска и двигателя. В противном случае «убить» только что замененный датчик можно практически мгновенно. При его установке необходимо соблюдать осторожность – чувствительный элемент Лямбда-Зонда довольно хрупок. Использовать нетермостойкий силиконовый герметик в данном случае категорически запрещается, так как он содержит в составе кремний. Продлить срок эксплуатации датчика кислорода поможет своевременная замена бензинового и воздушного фильтров.
Несмотря на простоту операции замены Лямбда-Зонда, приближать этот момент не следует хотя бы из-за стоимости датчика (около 1200 рублей). Продлить срок службы датчика кислорода можно при условии соблюдения регламентных мероприятий по ТО и комплексного контроля правильности работы всех систем автомобиля, а также заправке его качественным топливом.