Диагностика термостата
Термостат является важнейшим элементом системы охлаждения двигателя, отвечающим за максимально быстрый прогрев мотора до рабочей температуры и предотвращающим его перегрев. Все это осуществляется за счет направления потока охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры по большому или малому кругу.
Принцип работы и устройство термостата
Термостат представляет собой своего рода автоматический вентиль, определяющий направление движения охлаждающей жидкости. До тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, равной 90 градусам по Цельсию, антифриз циркулирует по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. В итоге прогрев двигателя даже в холодное время года занимает не так много времени.
При повышении температуры в термостате срабатывает перепускной клапан, пускающий жидкость по большому кругу, тем самым предотвращая перегрев двигателя. Работа этой детали основана на свойстве изменения плотности вещества при изменении температуры. При достижении определенного уровня, оно перестает сдерживать пружину, которая способствует открытию термостата. Когда антифриз остывает, пружина вновь разжимается и закрывает клапан. Именно этот механизм чаще всего и выходит из строя, заклинивая в открытом, закрытом или промежуточном положении. В данном случае требуется замена термостата. Ввиду того, что конструкция клапана может несколько отличаться у различных производителей, лучше поменять термостат целиком.
Способы проверки термостата
Термостат можно проверить, не снимая его. Диагностика должна начинаться на автомобиле с непрогретым двигателем. Через 2-3 минуты после его запуска необходимо пощупать патрубок, ведущий к радиатору и сам радиатор.Если они холодны, это значит, что жидкость «ходит» по малому кругу. После этого необходимо следить по шкале за температурой антифриза, а когда она достигнет 85-90 ºС – необходимо вновь пощупать патрубок и радиатор. Если они потеплели, то термостат исправен. Когда патрубок теплеет сразу после пуска двигателя – клапан термостата заклинил в открытом положении, если же патрубок остается холодным – клапан постоянно закрыт и также требует замены.
В работоспособности нового термостата можно убедиться, погрузив его в емкость с водой и подогрев ее до температуры открытия термостата. В этом случае процесс открытия и закрытия клапана можно наблюдать визуально. При закипании воды термостат должен быть полностью открыт, а при остывании воды до 85-90 градусов – закрыться.
Спасибо за подписку!
Косвенно о неисправности термостата свидетельствует длительный прогрев двигателя даже при теплой погоде или плохое охлаждение даже на высокой скорости и при работающем электровентиляторе системы охлаждения.
Проверка работоспособности термостата может производиться при прогреве двигателя (в случае, если он находится на своем месте), либо при помощи его нагрева в емкости с водой, если термостат снят с автомобиля (или при необходимости проверки нового). При выявлении неисправности клапана необходимо заменить термостат, что достаточно легко сделать своими руками.