Диагностика датчика кислорода Лямбда-Зонда
Диагностика датчика кислорода или Лямбда-Зонда целесообразна в тех случаях, когда отмечается повышение расхода топлива, неровная работа двигателя после прогрева, ухудшение разгонных характеристик, а также признаки работы на обедненной или слишком богатой воздушно-топливной смеси. Так как аналогичные симптомы могут быть вызваны целым рядом неисправностей, проверка датчика обычно производится в рамках комплексной диагностики.
Визуальная проверка состояния датчика кислорода (Лямбда-Зонда)
В идеале для проверки датчика целесообразно применять инструментальную диагностику, о которой будет рассказано ниже. Однако если под рукой нет ни мультиметра, ни тем более осциллографа, предварительные выводы о состоянии Лямбда-Зонда необходимо сделать на основании визуального осмотра. В некоторых случаях его может оказаться достаточно для того, чтобы удостоверится в необходимости замены.
Датчик кислорода находится в моторном отсеке на выпускном трубопроводе (катализаторе). Открутить его можно, используя ключ на 22. После этого необходимо осмотреть наконечник Лямбда-Зонда. В идеале он должен быть чистым, однако на практике для отработавшего некоторое время на российском топливе датчика это практически нереально. Если на поверхности обнаружен значительный беловатый (светло-серый) или черный нагар, датчик нуждается в замене. Кстати, первый вариант свидетельствует о том, что в камере сгорания имеются излишки масла, а второй – о работе двигателя на излишне богатой смеси.
Наличие механических повреждений корпуса датчика однозначно говорит о том, что его нужно поменять.
Проверка датчика при помощи вольтметра или осциллографа
Более точную картину о состоянии датчика может дать измерение сигнала на его выходе. У исправного датчика он будет скачкообразно изменяться в пределах от 0,1 до 0,9 В примерно каждые 2-3 секунды на прогретом до рабочей температуры заведенном двигателе. Это можно зафиксировать даже при помощи простейшего вольтметра. Если показания колеблются в районе 0,4-0,5 после прогрева двигателя – датчик неисправен.
Лучше всего состояние датчика можно понять, сняв осциллограмму напряжения на его выходе. В этом случае можно оценить наглядно не только частоту колебаний (она должна быть относительно одинаковой) и их амплитуду, но и скорость реакции Лямбда-Зонда, которая в первую очередь характеризует его работоспособность. Проверить объективность показаний датчика можно, увеличив подачу топлива или подачу кислорода любым доступным способом (например, добавив бензина непосредственно во впускной коллектор и отсоединив один из вакуумных шлангов).
Спасибо за подписку!
Приборы при этом должны зафиксировать изменение напряжения на выводах датчика. Чем быстрее реакция – тем лучше работает датчик. Если она отсутствует вовсе – Лямбда-Зонд нуждается в замене.
Для объективной диагностики состояния датчика кислорода Лямбда-Зонда необходим осциллограф. Если его нет в наличии, выявить полностью неисправный датчик можно при помощи вольтметра. Предварительно оценить его состояние можно путем его визуального осмотра.