Советы при покупке автомобиля с рук
Любой человек, который покупает автомобиль с рук, погружается в вопросы и сомнения, как проверить исправность автомобиля и не нарваться на обман, что делать и с чего начинать, чтобы не купить «кота в мешке».
Для начала нужно определиться со следующими моментами:
- Нужно точно определиться, сколько вы готовы потратить на приобретение автомобиля.
- Стоит учесть, что общая сумма затрат будет в среднем больше на 10%. Эти деньги пойдут на оформление справки-счета, страховки, техосмотра, оплату госпошлины за постановку на учет, а также на траты по ремонту приобретенного авто.
- Наличие свободного для поиска времени. Нужно тщательно отнестись к выбору автомобиля, иметь возможность изучить рынок и просмотреть несколько вариантов.
- Нужно изучить характеристики марки интересующего вас автомобиля, ознакомиться с его особенностями и нюансами, которые стоит учитывать при выборе и осмотре.
Алгоритм действий при оценке автомобиля
Если следовать представленному ниже порядку действий при покупке авто, вы сможете самостоятельно выбрать и приобрести хороший автомобиль. Конечно, важно обладать определенными знаниями в области автомеханики и четко следовать инструкции. Если вы полный ноль в этих вопросах, лучше прибегнуть к помощи специалистов.
Что понадобится при осмотре:
- небольшой магнитик, обвернутый тканью. Он поможет выявить зашпаклеванные участки
- фонарик (лучше взять самый маленький)
- компрессометр
- небольшое зеркало
- салфетки для протирки рук и кусок ткани или картона, чтобы при необходимости встать на него коленями
- набор отверток
- ключ для свечей
- набор рожковых ключей
1) Осмотр кузова
Кузов должен начисто вымыт, иначе его осмотр не будет достоверным.
Присядьте возле каждой фары машины и просмотрите соответствующий борт машины. С таких углов лучше всего заметны вмятины, дефекты покраски и нарушения геометрии. Также нужно уделить внимание осмотру капота, крыши и крышки багажника. Подозрительные участки проверьте с использованием магнита. Если он не магнитится, значит участок подвергался ремонту и был зашпаклеван. Существуют также электронные приборы для проверки лакокрасочного покрытия. По показаниям такого устройства можно судить о наличии зашпаклеванных областей кузова или дополнительных слоях краски.
Нужно также тщательно осмотреть места соединений (между капотом и крыльями, стойками и дверьми и т.д.) – чаще всего следы ремонта заметны именно в этих местах. Ширина заводского стыка будет одинаковая во всю длину.
Наличие различных наклеек и стикеров по кузову тоже может свидетельствовать о попытках замаскировать изъяны.
Просмотрите двери – звук и усилие при закрытии всех дверей должны быть одинаковым, что будет свидетельствовать о целостности геометрии кузова.
Признаки, указывающие на покраску: различен цвет краски и ее структура (блеск, шершавость) под резиновыми уплотнителями дверей или крышки багажника; следы краски заметны на резиновых и пластмассовых элементах; краска крыльев отличается по цвету от каски под капотом.
Если под капотом на участках примыкания бампера и лонжеронов обнаружены металлические складки или сколы краски – кузов был деформирован.
Металлу свойственна такая «болезнь», как коррозия. Слабые места, где этот недуг проявляется первым делом, – подкрылки, пороги и участки под резиновыми уплотнителями, поэтому стоит тщательно осмотреть эти места.
2) Включение зажигания
Все датчики приборной панели должны быть исправны. Чтобы понять, о чем повествует индикаторная панель, нужно заранее изучить назначение всех индикаторов, чтобы иметь возможность узнать при осмотре о наличии возможной неполадки.
Включите зажигание, не приводя в действие мотор, и удостоверьтесь, что светится индикатор масляного давления, датчик контроля заряда аккумулятора, индикаторы «ручника» и включения цепи накаливания свечек (у дизельных автомобилей). Удостоверившись, что все лампочки работают, можно быть уверенным – в будущем машина сообщит о неполадках в случае их возникновения.
После запуска двигателя все индикаторы красного цвета, кроме датчика ручника, должны потухнуть (индикатор ручного тормоза погаснет после отключения «ручника»). Дайте двигателю поработать около 15 секунд после запуска и заглушите. После чего сразу включите зажигание без запуска мотора. Если он исправен, то индикатор аварийного давления масла будет светиться, так как давление масла еще несколько секунд после отключения мотора должно оставаться высоким.
3) Проверка подвески, ходовки и тормозов
На колесах и руле недопустимо наличие видимых люфтов. Для проверки люфта поднимите автомобиль домкратом, включите блокировку руля и подвигайте каждое колесо в разные стороны.
Проверьте чехлы шарниров подвесной системы и системы управления рулем, а также шарниров полуосей (для машин с передним приводом) на целостность и наличие смазки.
Проверьте, имеются ли повреждения дисков. Посмотрите на покрышки – если их износ неодинаковый, вероятнее всего кузов или подвесная система повреждены и искривлены.
Удостоверьтесь, что не повреждены пыльники и резиновые отбойники. Проверить исправность амортизатора очень легко – нужно надавить своим весом на капот сбоку и отпустить. Машина должна незначительно качнуться. Если кузов ощутимо болтает – амортизатор сломан. Детальная оценка амортизаторов возможна только при диагностике на вибростенде, а также в процессе последующей эксплуатации транспорта.
Внимательно изучите области соединения шлангов тормозной системы и цилиндров на наличие течи.
4) Проверка выхлопной системы
Если при работе мотора вхолостую, закупорить выхлопную трубу, например, тряпкой – он должен остановиться. При работе мотора на нейтральной скорости (если он исправен) дым едва заметен. Его цвет станет бледно-сизым, если надавить на газ. Цвет дыма указывает на состояние мотора: белый – в камере сгорания охлаждающая жидкость, слишком темный – неполадки топливной системы, синий – в камеру сгорания попало масло.
5) Проверка салона
При осмотре салона большее внимание уделяйте целостности покрытий (прорези и царапины на обшивке, панелях, обивке сидений и дверей), нежели чистоте. Чистоту еще можно навести, а вот в случае видимых повреждений, будет нужна замена всего испорченного элемента.
Проверьте прочность всех сидений, не болтаются ли спинки, нет ли заметных вмятин. Обязательно проверьте, исправны ли механизмы регулировки сидений.
Осмотрите руль и убедитесь в работоспособности всех его переключателей (дворники, световые приборы, омыватели). Проверьте корректность работы всех стеклоподъемников и дополнительных опций – обогрев кресел, электрическая регулировка зеркал, их подогрев.
6) Проверка двигателя
Добросовестно исследуйте мотор на предмет масляных подтеков. Убедитесь в целостности шлангов и отсутствии на них трещин. Имейте также ввиду, что, если двигатель слишком хорошо вымыт, скорее всего хозяин отмывал масляные следы, свидетельствующие о неполадках. Тогда осмотр нужно проводить еще более тщательно. Обязательно нужно проверять щуп масляного уровня. Необходимо его вынуть, потянув за ручку и проверить уровень по указанным на нем отметкам. Верхняя граница масляного следа должна попадать между отметками min и max.
Помимо уровня стоит обратить внимание на цвет и текстуру масла. В идеале оно будет как можно более прозрачным. Допускается незначительное потемнение цвета масла, но оно не может быть черным. Слишком потемнеть масло может по нескольким причинам: автомобильное масло долго не заменялось или имеется неисправность мотора. Если масло совершенно прозрачное, значит владелец совсем недавно осуществлял его замену.
Крышка и горловина двигателя не должны быть ржавыми, в горлышке не допустим черный налет, похожий по структуре на пасту. Все эти признаки указывают о возможном перегреве двигателя или использовании неподходящего данной модели масла.
Воспользовавшись фонариком, попытайтесь разглядеть элементы газораспределительного механизма: коромысел, клапанов и др. Если двигатель имеет большой износ, вряд ли вы сможете что-то увидеть, так как все детали будут очень темные или даже черные. Если двигатель новый или был удостоен капитального ремонта, все запчасти будут золотого цвета.
Тщательно исследуйте, нет ли протеканий в охладительной системе. Убедитесь в эластичности шлангов. Посмотрите в расширительный бак – в нем не должно быть ржавого налета, а в охладительной жидкости не может быть масляных следов.
Осмотр двигателя во время его работы:
Спасибо за подписку!
Запустите мотор. Пока он прогревается, посмотрите внутрь расширительного бака. Поднимающиеся пузыри в расширительном баке говорят о пробоине в прокладке головки блока.
Прислушайтесь к звукам мотора. Если слышны «металлические» звуки, значит он неисправен.
Если, прислонив ладонь к выхлопной трубе в то время, как кто-то нажал на газ до упора, вы обнаружили большое количество масляных брызг, значит поршневые кольца сильно изношены. Такую проверочную процедуру следует проводить при прогретом двигателе.
7) Проверка автомобиля в движении
Проверьте переключение скоростей – оно должно быть плавным и четким. При переключении не должно возникать ноющих звуков, постукиваний и скрежета.
Сцепление должно исправно функционировать уже на низких оборотах мотора и не должно издавать подозрительных звуков при нажатии на педаль.
Проедьтесь отрезку прямой дороги, не удерживая руль. Машина должна ехать прямо. Если ее клонит в сторону – имеется искривление подвесной системы или кузова.
Элементы подвесной системы не должны шуметь (недопустимы какие-либо постукивания или дребезжания). При исправности амортизаторов задняя часть автомобиля не станет проседать вниз при разгоне.
Недопустимо наличие вибрации руля и хрустов во время поворота. Посмотрите, как машина ведет себя при резком торможении. Если все в порядке, на сухой асфальтированной дороге она затормозит без заносов, а следы торможения будут одинаковыми.
Проверьте работу ручного тормоза. Для АКПП: переведите рычаг в положение «D» и опустите «ручник» — если все исправно, машина останется неподвижной. При незначительном надавливании на газ она должна перейти в движение. Понаблюдайте за поведением транспортного средства при подъеме в гору как передним ходом, так и задним.
Когда автомобиль, находящийся на склоне, трогается в горку, стрелка тахометра не должна заходить за отметку 1500 об/мин. Когда вы надавили на газ, должно начаться плавное и легкое движение.
При установке рычага на режим «D» зажмите тормоз. В это же время второй ногой резко нажмите на газ. В случае исправной работы автомата, двигатель должен тут же заглохнуть. Если остановки работы мотора не последовало, нужно срочно отпустить газ и переключиться на нейтральную передачу либо режим парковки.
Документы, которые необходимо запросить у продавца:
ПТС. Для начала нужно сверить год выдачи паспорта и дату выхода. У зарубежных машин год отмечен на бирках или креплениях ремней безопасности, также его можно сверить по номеру VIN. После сверяем с документами кузовной номер под капотом и в салоне (к примеру, спереди под пассажирским креслом).
Сервисная книжка. Если машина свежих годов, возможно у нее сохранена сервисная книжка. В ней можно посмотреть регулярность обслуживания автомобиля и его пробег, а также количество владельцев. Данные о числе собственников автомобиля также можно узнать из ПТС.