Правильный уход за подвеской автомобиля
Элементы износа
Система подрессоривания (подвеска) устроена одинаково практически у всех автомобилей. Рычаги системы устанавливаются при помощи т. н. шарниров, имеющих круглую форму, а также сайлент-блоков, выполненных из резины. Помимо этого, подвеска содержит: амортизаторы для сглаживания дорожных неровностей; балки поперечной устойчивости для избегания наклона машины в стороны при езде; пружины для обеспечения требуемой высоты подвески. Срок эксплуатации деталей системы подрессирования у всех различный – как и цена. Рассмотрим эти компоненты подробнее.
Балки поперечной устойчивости
Данный элемент, на первый взгляд, вовсе не является необходимым для обычной езды, ведь он служит только для уменьшения углов крена на поворотах малого радиуса. Как правило, быстрее всего ресурс заканчивается у торсионного элемента вместе с его крепящей частью. Объясняется это тем, что торсион в силу специфики устройства должен постоянно передвигаться, поскольку крепится при помощи резиновых втулок – следовательно, в данном случае сайлент-блоки неприменимы.
С рычагами системы подрессирования торсион соединяется с т. н. стабилизаторными стойками при помощи несложных элементов. Такой элемент, содержащий 2 шарнира, как правило, в целях облегчения конструкции стараются изготавливать как можно легче (иногда из пластика). Следовательно, ресурс этой детали быстро уменьшается, тем более в случае езды по серьезным дорожным неровностям.
Малейший зазор в элементах стабилизации чреват весьма неприятными звуками, которые отчетливо слышны в салоне автомобиля. Обычно стоимость изношенных запчастей не превышает 1-2 тыс. руб., хотя и бывают ситуации, когда небольшой резиновый элемент сам по себе не продается (приходится приобретать торсион целиком) или же для разбора и замены такой детали потребуется разобрать едва ли не половину автомобиля. А ведь, как правило, ресурсы таких запчастей не превышают 20-40 тыс. км, после чего их следует заново заменить…
От чего зависит износ?
Безусловно, это грязь с песком, от которого не избавиться; неровности дорожного покрытия; беспечное отношение к автомобилю (например, когда машина стоит под углом набок, с диагональным перекосом и т. п.). Чтобы избежать повышенного износа деталей подвески, достаточно эксплуатировать автомобиль более бережно; ездить по возможности на более ровном покрытии; желательно установить усиленные компоненты подвески (сейчас рынок предлагает большое количество таких деталей по демократичным ценам).
Амортизаторы
Данный элемент выполняет работу по сглаживанию всех колебаний кузова при выполнении поворотов и езде по неровной дороге. Жидкость, находящаяся внутри этой детали, при смещении кузова автомобиля относительно дорожного полотна течет сквозь клапаны и отверстия калибровки – в этот момент температура жидкости повышается, вследствие чего гасится инерция колебаний. Клапаны можно вывести из строя (их может заклинить) только в случае крайне резких ударов снизу. А если амортизатор испытывает чрезмерные нагрузки, корпус и шток могут погнуться. Это особенно актуально для подвесок конструкции MacPherson, в которых амортизатор представляет собой элемент несущего конструктива.
В амортизаторах ресурс работы поршневых прокладок, как и самих клапанов, весьма высок. Если работа подвески зависела только от клапанов и прокладок амортизатора, она бы была поистине вечной. Однако амортизатор также содержит масло, которое со временем становится более жидким, утрачивает присадки, которые нужны для смазывания штоков, а также для того, чтобы резиновые и пластиковые элементы работали в нормальном режиме.
Температура рассеивания энергии тепла также серьезно влияет на ресурс амортизатора. Жара весьма сильно способствует сильной нагрузке амортизаторов при езде на малой скорости. Случаются, что жидкость внутри амортизатора «кипит» — после чего он, разумеется, перестает работать должным образом; при этом на корпусе могут образовываться подтеки масла.
Еще одна неприятность – песок и грязь, которые то и дело липнут на корпусе амортизатора, лишая его возможности отводить тепло. Мало того, может загрязниться уплотнение на штоке, вызывая его повреждение. В результате грязь просачивается в жидкость амортизатора, что ведет за собой попадание масла на поверхность корпуса.
От чего зависит износ?
Как уже упоминалось, дорожные неровности, песок, пыль, грязь – все это не способствуют сохранению рабочего ресурса амортизатора. Однако, если от загрязнений можно оградиться при помощи т. н. пыльников (резиновые детали на штоках, порой существенно снижающие степень износа данного элемента подвески, который, к слову, весьма дорого стоит), то избежать дорожные неровности не всегда представляется возможным. Остается лишь пытаться объезжать ямы и прочие дорожные «сюрпризы» во избежание сильных ударов и существенного нагрева амортизаторов. Старайтесь также периодически промывать элементы системы подвески от загрязнений.
Сайлент-блоки
Применение резиновых деталей в элементах системы подрессирования (вместо обычного узла, использующего трение) в свое время было революционной и успешной идеей. Подобное решение лишено ряда недостатков: отсутствие шума, зазоров, необходимости смазывания, казалось бы, должно было сделать ресурс использования практически вечным. Как водится, жизнь внесла свои коррективы.
Ресурс резиновых элементов быстро снижается, уменьшается упругость, резина растрескивается и начинает расслаиваться. Строго говоря, эта т. н. «резина» – комплекс из полимерных элементов со специально настроенными параметрами.
К тому же от металлической базы постоянно открепляется пластичный модуль, мгновенно вызывая потерю упругости – по меньшей мере по одной оси (по другой оси тем временем образовываются зазоры, которые все больше расширяются). Сказать что-либо однозначно по поводу ресурса таких элементов достаточно непросто. Первое, что надо иметь в виду – ресурс уменьшается из-за деформации узла, на которую влияет базовая установка, средняя загруженность, изношенность пружин, длительность использования элемента и его температурный режим. Второе, что следует помнить – что дорожные реагенты, пыль, грязь, песок также негативно воздействуют на корпус элемента (особенно зимой). При этом место соединения металлического основания и резиновой детали становится все слабее. В теплый сезон на смену грязи приходит ржавчина, разъедая металлическое основание. Ранний износ сайлент-блоков часто происходит из-за разъедания солями полимерного покрытия.
От чего зависит износ?
Износ сайлент-блоков зависит от общего состояния системы подрессоривания и степени нагрузки автомобиля. Вдобавок на износ влияет степень движения деталей – малые перемещения способствуют долгой работе элементов, при сильной же нагрузке срок использования сильно сокращается. Чрезмерная жара или холод крайне негативно влияют на сайлент-блоки. Также свое вредоносное действие оказывают едкие химические соединения. Однако сильнее всего длительность правильной работы сайлент-блоков зависит от соседних элементов – пружин и амортизаторов, а также от надлежащих углов установки.
Спасибо за подписку!
Шарниры
Каждая подвеска содержит шарниры (в основном используются круглые, однако, бывают и другие). К примеру, в моделях «Лада» такие детали находятся только в элементах передней подвески и шаровых опорах. В автомобилях зарубежного производства, в которых могут использоваться подвески со многими рычагами, таких элементов может быть не один десяток.
Шарнирные соединения обладают рядом преимуществ, если их сравнить с сайлент-блоками. Он обеспечивает степень жесткости в одном или двух степенях свободы, а также беспрепятственное движение в остальных направлениях. Для системы рулевого управления такое решение незаменимо. Подобные системы используются также в элементах подвески автомобилей с большим ходом.
Еще один плюс – защита от загрязнений. В настоящее время, наверное, лишь владельцам машин «Волга» и любителям старинных автомобилей из США знакома операция по смазке незащищенных шарниров пресс-масленкой. Все другие модели автомобилей используют смазку, которая служит в шарнирах на протяжении всего ресурса (если, конечно, чехол, призванный защитить смазку, не поврежден). Из недостатков следует отметить более болезненное восприятие, нежели сайлент-блоки, сильных ударов и вибраций. Чехол время от времени имеет склонность к разрыву, из-за чего пробег до износа шарнира составит лишь несколько сотен км.
От чего зависит износ?
Это частые сильные толчки, удары (например, соединения дорожного полотна, рельсы и т. п.). Использование шин низкого профиля, имеющие жесткое качение, особенно сильно увеличивает износ шарниров. Отсутствие должного ухода за амортизаторами также негативно сказывается на ресурсе. Общие движения подвески также играет роль (которая зависит от неровностей дорожного полотна) – не будем забывать, что даже перемещение на самую малость, но все же уменьшает ресурс шарнира. Нагреванию, загрязнению, влиянию температурных перепадов шарниры вследствие специфики конструктива (герметичное соединение) не подвержены. Расположение подвески и нагрузка без движения также не нагружают шарниры.
Пружины
Постепенное уменьшение упругости пружин – следствие износа, что негативно сказывается на сроке службы амортизаторов и сайлент-блоков. Пружина сама по себе весьма надежна, выходит из строя нечасто (в основном из-за ржавчины или чрезмерной нагрузки, особенно в сильные морозы, когда хрупкость пружинного сплава серьезно увеличивается) – привести в негодность элемент пружинного сплава диаметров в 8-12 мм даже принудительно крайне тяжело.
От чего зависит износ?
В основном износ определяется степенью нагрузки, возлагаемой на автомобиль; ездой по некачественному дорожному полотну (или вне его), когда подвеска испытывает максимальные колебания. Также важен своевременный сервис: грязная пружина часто содержит следы коррозии, вследствие чего может попросту сломаться – поэтому следует помнить о содержании пружин в чистоте, периодически нанося новый слой антиржавчины на пружинный элемент.
Элементы, из которых состоит подвеска автомобиля, работают в тесном взаимодействии. Амортизаторы влияют на пружины, шаровые шарниры, сайлент-блоки. Последние наряду с резиновыми опорами влияют, в свою очередь, на шаровые шарниры. Все эти компоненты чувствительно воспринимают качество дорожного покрытия, степень загрязнения, способ управления машиной. Подвеска также весьма восприимчива к езде на большой скорости по плохой загрязненной дороге, когда амортизаторы подвержены серьезной нагрузке и вынуждены принимать на себя сильные толчки и удары.