Получил отказ официального дилера в гарантийном ремонте?
Эпизоды, когда дилер отклоняет ваше требование произвести ремонт по гарантии или принять машину обратно, являются крайне разнообразными. Они могут зависеть от каких-либо изъянов и повреждений, сложившихся обстоятельств и иных ситуаций. При этом почти все подобные факты подлежат регулированию рядом законодательных актов.
Непосредственно гарантийные обязательства производителя и продавца перед покупателем регулируются текстом Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, дополнительным источником «поиска правды» может послужить ГК ФР.
Мы производим покупку автомобиля, расплачиваясь перед продающей стороной денежными средствами. Чаще всего продающая сторона – это юридическое лицо. Таким образом, действие обоих выше упомянутых законодательных актов распространяется на возникшие в ходе покупки отношения. Кроме того, закон РФ известен своим лояльным отношением к потребителю.
В случае, если вы получили отказ в гарантийных требованиях от официального поставщика, стоит обратиться к целому ряду статей выше упомянутых законодательных актов. Прежде всего, обсудим чаще всего встречающиеся эпизоды несоблюдения закона продавцами машин.
- Продавец объясняет свои действия фактами вашей неявки на техническое обслуживание автомобиля в сервисный центр;
- Продавец объясняет свои действия, указывая на наличие вины покупателя;
В этом случае действия дилера правомерны, ибо текст сервисной книжки либо эксплуатационное руководство машины говорит о нашей обязанности регулярно проходить ТО машины. Лишь в этом случае поставщик и изготовитель предоставляют гарантию на корректность работы всех без исключения механизмов автомобиля. Например, если вы проигнорируете требования о регулярной замене масла, то при большом пробеге элементы мотора претерпят значительный износ, и вскоре он выйдет из строя. Таким образом, это условие, поставленное продавцом, логичное и оправданное.
Обратите внимание! Вас не могут заставить проводить техническое обслуживание в сервисном центре поставщика. Тем более, что цены дилера на ТО обычно сильно отличаются в сторону увеличения. Никто не спорит с тем, что прохождение технического обслуживания у официального продавца имеет ряд плюсов. Но не будем на этом останавливаться, ибо о них известно всем. Заметьте, обязанность прохождения техобслуживания не означает необходимость делать это в салоне дилера. Вы вольны заехать в любой сервисный центр, заменить там масло, все фильтры, свечи и тому подобное. Да что там говорить – если есть опыт, вы можете сделать все это собственными руками.
Стоит знать, что ставить условием гарантийного обслуживания проведение техобслуживания машины в салоне официального продавца ни изготовитель, ни поставщик не вправе.
Ситуации, в которых поставщик дает отказ, утверждая, что к поломке автотранспортного средства привело прохождение техническое обслуживание не у официального продавца. Сторонний мастер допустил заливку поддельного масла, или не соблюдал технологических особенностей выполнения каких-либо работ. Это совсем непростая ситуация. Стоит остановиться на этом вопросе подробнее.
В связи с чем, подобный отказ является незаконным? Ведь мы не обязаны ехать на проведение технического обслуживания в официальный салон дилера. Ставить условие на сохранение гарантийных обязательств в виде обязательной явки на ТО к официальному поставщику запрещено текстом ст. 16 п. 2 Федерального Закона «О защите прав потребителей».
А именно, запрещено ставить условие на покупку одного продукта или услуги обязательной покупкой других продуктов или услуг.
Потери, которые были причинены покупателю при несоблюдении его прав на независимое принятие решения о приобретении продуктов или услуг, подлежат возмещению продающей стороной в полных объемах.
Запрещено ставить условие на выполнение требований покупателя, предъявляемых в ходе срока установленных гарантийных обязательств, в виде иных нюансов, не имеющих связи с выявленными изъянами продуктов или услуг.
Какое бы решение не принял продавец, для дальнейших действий вам необходимо получить от него отказ в письменном виде. Получение такого документа представляется возможным лишь после направления дилеру требования (также в письменном виде). Поговорим об этом дальше.
Получен отказ дилера с объяснением наличия вины покупателя
Это довольно часто встречающаяся ситуация, в ходе которой продавец обосновывает свой отказ виной автовладельца. Всем известно, что горючее, продающееся на наших бензоколонках, не самого лучшего качества. С этим фактом, думаю, спорить никто не будет. Так, продавец и использует этот факт, чтобы «освободиться» от гарантийных «оков».
Впрочем, подобная ситуация для продавца не такая легкая, как может показаться. Так, если машина на момент выхода из строя детали пребывает на гарантийном сроке, то взять и переложить ответственность за ее поломку на плохое горючее, небережливое отношение водителя, невыполнение требований по обслуживанию просто так не выйдет. Необходимо наличие доказательств, и как раз именно дилер обязан эти доказательства добыть.
Так, статья 18 Закона говорит о том, что производитель, поставщик или продавец несут ответственность за возникающие неполадки продукта вплоть до истечения срока его гарантии. И именно на эти стороны ложится обязанность доказывания, что неполадки появились после продажи продукта покупателю, и что появились они в ходе несоблюдения норм перевозки, использования, хранения или в результате воздействий иных лиц, а также непреодолимой силы.
Таким образом, дилеру предстоит процедура доказывания, какая именно причина привела к выходу из строя той или иной детали. Он не имеет права отказать автолюбителю, не предоставив ему доказательств своей правоты. В случае, если доказать свою невиновность в сложившейся ситуации у него получится (например, поломка появилась вследствие неправильных действий водителя), лишь в такой ситуации он может правомерно «развернуть» жалобщика и отправить его домой.
Так, для разрешения возникшего спора не будут достаточными слова дилера о некачественном горючем. Дилеру необходимо представить доказательства, что причиной выхода детали из строя был залитый бензин, а также как именно он привел к возникновению поломки. Или, например, ему предстоит доказывать, что автоохранная система, установленная в стороннем салоне, привела к возникновению замыкания электрической цепи машины. Имейте в виду, если продавец докажет последнее, то ответственным за возникшую поломку уже будет тот самый сторонний салон, и именно ему предстоит ремонт согласно своим гарантийным обязательствам.
Как быть? Продавец отклонил требование ремонтировать или обменять машину по принятым гарантийным обязательствам.
Во-первых, нужно в письменном виде оформить претензию, где отразить необходимость проведения экспертного исследования. Здесь больших сложностей нет. Отражаем кому именно, от кого пишется документ. Далее следует описание возникшей поломки, указываем день, время ее возникновения. Далее необходимо откопировать документ в двух экземплярах, на обоих вариантах ставим свою подпись и дату написания.
Увидеть примеры выставления претензии, а также при необходимости скачать их вы без труда сможете, набрав соответствующий запрос в многочисленных поисковых системах интернета.
Зачем это необходимо сделать в 2-х экземплярах? Так делается в целях доказывания того, что такой документ был передан продавцу. Второй вариант своей претензии вы оставляете себе, предварительно потребовав продавца поставить на нем подпись и дату (в некоторых случаях печать). Это будет свидетельством того, что ваши требования были приняты в обработку. Если есть возможность, вы можете снимать весь процесс на видеокамеру, ибо последней теперь оборудованы почти все мобильные телефоны. Это тоже отличный вариант доказательства.
Затем наступает время для проверки качественных характеристик приобретения. Обычно это действие носит формальный характер. Затем приходит черед экспертной оценки, этим может заняться сам дилер. В случае, если вы не удовлетворены его экспертной оценкой (например, она свидетельствует не в вашу пользу), можно заказать ее у иного эксперта. Обратите внимание, что проведение такой независимой экспертной оценки предстоит оплатить вам. Впоследствии, например, если суд примет решение в вашу пользу, вам вернут все понесенные расходы. Поэтому в обязательном порядке складывайте в отдельное место всю документацию, имеющую отношение к делу, а также чеки о понесенных затратах.
Теперь (если его до сих пор нет) вам понадобится опытный юрист. Конечно, никто вам не запретит заняться ведением дела самостоятельно. Но уверены ли вы в своих силах? Вам понадобятся отличные знания соответствующих законодательных актов, навыки их применения, не помешает и опыт и знания разных формальных действий, как то уплата государственных пошлин, написание ходатайств и тому подобное.
Спасибо за подписку!
Имейте в виду, что судебные разбирательства в отношении всяческих нарушений гарантийных обязательств могут затянуться на долгие месяцы.
Во всей этой кажущейся простоте действий присутствуют свои минусы. Так, если в ходе проведенной экспертной оценки окажется, что выход из строя той или иной детали случился по вашей вине, то возмещение понесенных затрат продавца на привлечение эксперта, а также юриста ляжет на ваши плечи.
Таким образом, пусть вы полны уверенности в себе, необходимо провести скрупулезную оценку своих шансов на выигрыш. Если не совсем уверены в своих силах, то может и не стоит начинать такое разбирательство?
Для начала, обратитесь к квалифицированному эксперту. Хорошо если у вас есть такой хороший знакомый. Расспросите, каким именно образом будет проведена экспертная оценка в сложившейся ситуации, что именно подлежит установлению, каковы ваши шансы. Ведь вполне вероятно, что эксперт уже сталкивался с подобными делами.
Перед проведением экспертной оценки внимательно ознакомьтесь с эксплуатационным руководством своей машины. Обратите внимание, что в ходе экспертизы и судебного разбирательства вас будут спрашивать о предпринятых вами действиях, пройденном техническом обслуживании. Ваша задача показать, что вашей стороной соблюдались все необходимые требования по эксплуатации.
Полностью идентичных случаев почти не встретить.
Вот, например, машина, произведенная в Корее. Общий гарантийный срок (включая мотор) составляет 150 тыс. км пробега. Гарантия на катколлектор составляет 1 тыс. км. У машины, проехавшей 80 тыс. км, катколлектор вышел из строя и был убран.
Эта машина имеет свойство, что частички начавшего рассыпаться катколлектора вполне могут угодить в мотор. Таковы особенности данной системы отведения выхлопных газов, что мотор затягивает в себя часть выхлопных газов в ходе запуска. Так, частицы катализатора зашли в камеры сгорания мотора, что вызвало сильный износ поршней.
Продавец такую ситуацию не признал гарантийным, сославшись на то, что гарантийный срок катколлектора уже истек. Юристу предстояло доказывание факта, что поломка заключается в том, что мотор затянул частицы катколлектора в себя.
Сложившийся спор закончился тем, что виновность покупателя не подтвердилась. А откуда ей взяться, если конструкционные особенности двигателя таковы? В результате официальный продавец самостоятельно и за свой счет устранил все недостатки. Но точка делу пока не поставлена, идет сбор необходимой доказательной базы.