sell

Обзор коробок передач на автомобилях Лада

10.03.2017

Ранее мы уже рассказывали Вам о том многообразии моторной линейки, которую использует АвтоВАЗ в своей продукции, однако и в плане трансмиссий у Волжского завода есть не плохой выбор. Сегодня поговорим о коробках передач и внесем ясность отличия одной от другой, надеюсь, наш материал поможет вам определиться с выбором подходящей трансмиссии.

МКПП 2190

Механическая коробка, стартовавшая свой путь на конвейере совместно с выходом Lada Granta. По своей идеологии почти полный клон предыдущих механических КПП от Лада, однако есть отличия от старый моделей и КПП в сборе от десятки или девятки не подойдет. Во-первых, у Гранты идет свой корпус КПП, который некоторые мастера называют «колокол». Во-вторых,  иной принцип размещения датчика скорости, в старых КПП для указателя скорости шел вал, но поскольку с приходом на конвейер Лада Гранта АвтоВАЗ стал переходить на иную шину управления автомобилем и датчик скорости 2190 уже встроен в КПП и наружу выходит лишь электрический контакт.

В остальном в плане своих внутренних частей полностью идентичный механизм. При своей отличной надежности имеет ряд неустранимых недостатков: низкий виброкомфорт, плохая избирательность выбора передач, большие ходы рычага.

На данный момент на автомобилях марки Лада не применяется, на смену ей пришла МКПП 2181, о которой речь пойдет дальше.

Обзор коробок передач на автомобилях Лада (фото 1)

МКПП 2181

В отличие от своего предшественника новая коробка передач получила массу нововведений. Эта коробка стала первой для АвтоВАЗа которая прошла компьютерное моделирование, подобный подход к производству и инжинирингу позволил оптимизировать конструкцию и сделать ее надежнее. Изменился масляный картер новой КПП с 3.3 литров до 2.2 литров и в качестве используемого масла стали использовать не устаревшую «минералку», а хорошую «полусинтетику» срок службы которой рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля, а именно на 5 лет или на 200 тысяч километров пробега.

Но, несомненно, самым важным и знаковым изменением стало внедрение тросов включения передач вместо металлических тяг. Такое решение позволило полностью убрать вибрацию с рычага КПП, качественно увеличить четкость включения передач и их избирательность, уменьшить ходы рычага.

Обзор коробок передач на автомобилях Лада (фото 2)

Изменению подверглась и начинка новой коробки. Редукторная часть, а именно первичный и вторичный валы остались без изменений, были внедрены новые многоконусные синхронизаторы на первой и второй передачи. В отличии от классических синхронизаторов синхронизаторы нового типа значительно надежнее, и поскольку по статистике первая и вторая передачи являются самыми нагруженными такое решение позволило повысить параметр надежности нового агрегата. Так же синхронизаторы подобной конструкции упрощают включение передачи, делая его еще более плавным. Помимо этого в планах автозавода значится установка этой КПП на более мощные двигатели, а значит необходимо сцепление с большим диаметром. В отличие от предшественника новое сцепление имеет размер 215мм (прим. Было 200мм), это повлекло изменение картера сцепления и переноса стартера.

Следующее изменение будет особенно заметно при отрицательных температурах. В коробках старого типа механизм выбора передачи был расположен внизу и находился в масле. При падении температуры ниже нуля масло загустевало и включение передач до момента прогрева масла было затруднительным. В коробке нового образца механизм выбора передач это отдельный модуль стоящий снаружи КПП – это решение позволило уйти от проблемы тугих переключений в мороз при первых километрах пути, а так же в перспективе в значительной степени упрощает процесс ремонта и обслуживания КПП. Предусмотрена защита от ошибочного включения заднего хода, который можно включить только на нейтрали.

Путем комплексного подхода к разработке новой КПП инженерам удалось достичь уровня эксплуатации коробки передач ничем не хуже, чем у конкурентов по ценовому сегменту. В планах АвтоВАЗа внедрение многоконусных синхронизаторов на третьей передаче, а так же переход на гидравлический привод сцепления.

АМТ 2182

Стремясь сделать свой «автомат» и при этом не выбиваться из рамок не высокого бюджета АвтоВАЗ запустил в серию автоматизированную механическую трансмиссию. Образно говоря – это механическая коробка передач, роль переключения передач в которой отдана исполнительному механизму. Но так ли все просто, давайте разберемся.

Основные узлы и агрегаты были взяты от модернизированной механической КПП о которой мы говорили ранее, ее характеристики полностью подходят под те задачи, которые АвтоВАЗ ставит перед своими автомобилями. Механизм переключения разрабатывала компания ZF, которая славится своими качественными решениями в мире разработке трансмиссий. По заверениям производителя срок службы узла переключений составляет минимум десять лет, вся проводка, клеммы и плата управления надежна защищена от попадания пыли, влаги и воздействий низких температур, что позволило расширить температурный диапазон использования коробки передач.

С первого взгляда кажется, что подобное решение имеет точно такие же свойства, как и классический гидромеханический автомат, о котором мы поговорим позднее. У автомобиля две педали, акселератор и тормоз, рычаг КПП имеет режимы N – нейтраль, А- автоматическое переключение, R – режим движения задним ходом и M – мануальный или ручной режим. Однако эксплуатация роботизированной коробки имеет свои отличия и преимущества. Основным отличием для водителя является то, что роботизированную КПП нельзя долго держать на тормозе в автоматическом режиме, это чревато перегревом сцепления, о чем сообщит индикатор на приборной панели. В затяжных пробках лучше переводить селектор КПП в положение нейтрали. РКПП так же не имеет «ползущего» режима, когда при отпускании педали тормоза автомобиль самостоятельно катится вперед. Инженеры АвтоВАЗа не предусмотрели подобную функцию, чтобы продлить срок службы для сцепления, поскольку режим, когда автомобиль начинает трогаться при отпускании педали сцепления, пагубным образом влияет на механизм.

Кроме этих особенностей все остальное является преимуществом роботизированных КПП – они проще и дешевле в обслуживании, помогают экономить топливо в виду отсутствия потерь в гидромеханическом исполнительном механизме, их можно перемещать на буксире и выезжать из затруднительных мест применяя раскачку вперед и назад.

Помимо прочего конструкторами и инженерами принимавшими участие в разработке новой конструкции была заложена программа обучения. Автомобиль, анализируя стиль езды владельца, подстраивает работу роботизированной коробки передач. Всего в блоке управления заложено двенадцать различных программ управления, достаточных для обеспечения комфорта эксплуатации в любых режимах работы: в городском или спортивном.

В перспективе все узлы и агрегаты новой коробки передач должны иметь больший срок службы, в отличие от механического собрата. Причина тому – электрические механизмы включения передач, которые проделывают все операции плавно и всегда максимально точно и корректно под имеющиеся задачи. В то время как на механической коробке передач возможны излишние нагрузки в случае не опытного владельца или при не правильном выборе нужной передачи и ее излишне резком включении.

Новая коробка от АвтоВАЗа будет отличным выбором для водителя новичка, она значительно упросит процесс управления автомобилем за счет отсутствия необходимости выжимать сцепление и переключать передачи, при этом автомобиль с АМТ изначально дешевле, чем аналогичный с автоматом и в случае ремонта он будет не значительно дороже обычной механической трансмиссии.

Обзор коробок передач на автомобилях Лада (фото 3)

Спасибо за подписку!

Автомат Jatco

Впервые коробки подобного типа дебютировали на автомобиле Лада Гранта, позднее ее получила и Лада Калина. В отличие от всех иных коробок передач, автоматическая трансмиссия Jatco не имеет к разработкам АвтоВАЗа никакого отношения, производитель этой КПП – Япония, компания, которая является давним поставщиком коробок для автомобилей Ниссан. Так вышло и в этот раз, автоматическая трансмиссия, которая подошла Гранте устанавливалась на Ниссан Микра, однако стоит отметить, что при установке ее на Гранту инженеры произвели многочисленные доработки и калибровки как самой коробки передач, так и автомобиля. Поскольку эта КПП намного тяжелее механики, потребовалось изменить картер двигателя автомобиля, элементы подвески и крепления силового агрегата. Клиренс автомобиля при этом снизился со 160мм до 145мм. Установили радиатор охлаждения нового образца с блоком для охлаждения масла КПП, позднее радиатор такого типа стали устанавливать и на остальные Гранты, блок маслоохладителя в которых был отдан под работу системы кондиционирования. В общем и целом автомат Jatco – это классический представитель гидротрансформаторных автоматических коробок передач. В его основе четыре полноценные ступени и имитация пятой, которая достигается путем блокировки гидротрансформатора. Отличительными чертами этой трансмиссии является то, что она обеспечивает плавность хода автомобилей уровнем выше и лишена фирменного шума работы ВАЗовских коробок передач.

Доводкой программной части новой коробки занималась австрийская компания AVL, задачей которой было оптимальным образом подобрать режимы работы под требования АвтоВАЗа. А требования были простыми, автомобиль должен сохранить динамичный характер, который обеспечивает двигатель ВАЗ 21126 и получить такую плавность переключения передач, при которой водитель и вовсе не заметит переход на ступень выше. Исходя из отзывов владельцев автомобилей с подобной трансмиссией можно с уверенностью сказать, что работа была выполнена ровно так, как того требовал авто завод.

Однако у такого решения есть и минусы. Во-первых, коробки передач такого типа по определению расходуют больше топлива за счет конструктивных особенностей. Во-вторых, коробка тупиковая, она переваривает ровно столько крутящего момента, сколько выдает двигатель ВАЗ 21126, и установить его на более мощный мотор ВАЗ 21127 не представилось возможным. В-третьих, автомобили с автоматом подобного типа значительно дороже версий с механической или роботизированной коробкой передач.

Коробка передач рассчитана на неопытного владельца, в ее программе управления внедрено большое количество систем защиты. Например, если при прямолинейном движении вперед перевести селектор выбора передач в положение R, подразумевающее движение задним ходом, то коробка передач проигнорирует это действие ровно до тех пор, пока не произойдет изменение условий работы позволяющих включить задний ход.

Приятным бонусом для владельца в гарантийный период так же будет подход к обслуживанию таких коробок. Из-за отсутствия агрегатных баз, обеспечивающих качественный ремонт, в случае неполадок автоматической трансмиссии автозавод не будет ремонтировать узел, его поменяют в сборе, а поврежденную коробку отправят в Японию, где ее разберут и выяснят причину поломки.

Хотя сервисная статистика на данный момент времени говорит о том, что японские коробки передач узел достаточно надежный и рекламаций по поводу выхода ее из строя приходит минимальное количество.

Со временем количество комплектаций, оснащенных подобной трансмиссией снижалось ввиду повышения курса валюты и, как следствие, рост стоимости автоматической коробки передач. Было время, когда АвтоВАЗ и вовсе убрал из линейки моделей Лада Гранта с подобной коробкой. Однако сейчас автозавод предлагает Лада Гранта и Лада Калина с коробкой Jatco, хотя и в очень ограниченных комплектациях.

Обзор коробок передач на автомобилях Лада (фото 4)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок)
Загрузка...
 

Комментарии (0)