Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
Во времена СССР варианты аккумуляторов для владельцев легковых автомобилей можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас, казалось бы, проблемы тоже быть не должно. Ведь у каждого продавца аккумуляторных батарей должен быть подробный каталог, заглянув в который можно получить исчерпывающую информацию по рекомендуемой емкости, размерам и полярности батареи. Тем не менее и здесь следует учитывать важные нюансы, согласовав которые недешевый в общем-то предмет сослужит долгую и верную службу.
Емкость
Ёмкость — главный параметр выбора аккумулятора. Условно говоря, чем он выше, тем больше раз можно будет пытаться завести плохо запускающийся двигатель, дольше светить фарами и слушать музыку при неработающем двигателе. Но, все хорошо в меру. Попытка воткнуть батарею большей емкости, чем определенную производителем автомобиля, может вообще не получиться из-за ограниченного подкапотного пространства (чем больше емкость, тем больше и габаритные размеры батареи). Да и зачем переплачивать за большее количество ампер-часов, если параметры оптимально определены спроектировавшими машину инженерами? Смысл же в установке батареи емкостью побольше есть обычно в случае увеличения количества потребителей тока (например сабвуфер).
Ну и не стоит бояться, что штатный генератор будет недозаряжать аккумулятор большей емкости. Если первый исправен, проблем быть не должно. Просто обратите внимание на режим езды. Если вы передвигаетесь чаще всего по городу и на небольшие расстояния, ближе к холодам аккумулятор желательно снять с автомобиля и подзарядить соответствующим зарядным устройством дома.
Пусковой ток
Данный параметр гораздо более важен для дизельного двигателя, чем для бензинового. В первом приближении, чем он выше, тем легче будет дизель завезти в морозную погоду. Однако, опасайтесь нечестных маркетинговых ходов. Далеко не всегда обозначенная на корпусе цифра правдива. Известные бренды стараются ее вообще не завышать.
Кислотный, или гелевый
Строго говоря, гелевые аккумуляторы на нашем рынке представлены очень мало. Чаще тот, который называют гелевым, произведен по технологии AGM (о чем свидетельствует указатель на корпусе батареи). Главное отличие в абсорбированном, а не жидком электролите, что дает некоторые изменения в свойствах аккумулятора. В том числе AGM-аккумулятор не боится эксплуатации на боку, электролит просто не вытечет.
Распространен миф, якобы AGM-батареи боятся морозов, на самом деле все с точностью наоборот. Не боятся они также глубоких разрядов и перезарядов, поскольку специально разработаны для автомобилей с высоким энергопотреблением.
В случае установки подобного аккумулятора на обычный автомобиль, срок службы по сравнению с кислотным аккумулятором может быть в два раза выше.
Но и стоят они в полтора-два раза дороже. Важно также иметь для подзарядки такого аккумулятора зарядное устройство с функцией AGM.
Обслуживаемый, или необслуживаемый?
Обычно эти прилагательные сводятся к тому есть на аккумуляторе пробки (через которые можно долить дистиллированную воду, электролит), или нет. На самом деле, элементарная очистка клемм и корпуса от грязи – это уже обслуживание, желательно его иногда делать. Но, в любом случае, надежность аккумулятора от наличия, или отсутствия пробок не зависит, хотя мировая тенденция и движется в сторону отказа от них. Выкипеть при перезаряде может любой аккумулятор. Если пробки есть, можно осуществлять контроль самостоятельно, если нет – конструкция крышки вернет пары обратно. У необслуживаемых батарей в среднем срок эксплуатации чуть больше, в холодную погоду они выдает больше пускового тока, соответственно они немного дороже своих обслуживаемых аналогов.
Вес
Аккумулятор не должен быть легким! Иначе говоря, поставив по очереди на весы два аккумулятора с одинаковыми характеристиками и размерами, вы увидите, что вес одного существенно отличается от другого, вполне вероятно, что производитель сэкономил на толщине пластин.
Спасибо за подписку!
Дата выпуска
На аккумуляторах, произведенных в СНГ, как правило дату можно прочитать без особых трудностей, на выпущенных в других странах она чаще зашифрована. Так что, если хочется конкретную марку, гуглим как определить на ней дату, не забывая о том, что она может оказаться датой выпуска пластмассового корпуса (а на Varta с 01.01.2014 г. уже вообще не определишь). В любом случае современные кислотные аккумуляторы могут храниться на складе, или стоять на полке магазина без потери своих свойств год-полтора, в зависимости от технологии производства, а AGM еще дольше.
Показателем свежести и работоспособности аккумулятора является тест с нагрузочной вилкой, которая должна иметься у честного продавца. Накинув крокодилы на клеммы, проверяем сколько в батарее Вольт: должно быть не меньше 12. При включенной нагрузке на 3-5 секунд (имитация заводки двигателя), напряжение не должно проседать ниже 10 Вольт, а после снятия нагрузки быстро возвращаться к исходному значению. Если все так – аккумулятор свежий.
Датчик
Пресловутый «зеленый глазок» на самом деле является всего лишь маркетинговым ходом. Во-первых, встроен он всего в одну «банку», а на аккумуляторе их 6, и, если в некоторой другой произойдет короткое замыкание, аккумулятор не будет работать и при «зеленом глазке». Во-вторых, уже после года эксплуатации точность датчика снижается, ведь по сути это всего лишь пластмассовый шарик, взвешенный в электролите.
В данной статье было мало точных цифр, а больше советов в каком направлении двигаться, ибо думать самостоятельно тоже нужно, дабы выбрать для себя лично оптимальный вариант автомобильной батарейки.