Диагностика подвески. Как продлить жизнь подвески
Подвеска практически любого транспортного средства состоит практически из одних и тех же элементов. При помощи шарниров и изготовленных из резины сайлент-блоков крепят рычаги подвески, для того, чтобы погасить колебания применяют амортизаторы, пружины призваны поддерживать необходимую высоту, ну, а стабилизаторы поперечной устойчивости нужны для того, чтобы предотвращать крены. Все эти составляющие имеют различный срок эксплуатации, да и по стоимости также очень отличаются. Давайте же рассмотрим каждый из элементов более подробно.
Стабилизатор поперечной устойчивости
Возможно, кому-то он и не покажется очень нужным для плавного движения, так как его задачей является уменьшение кренов при крутом повороте. Однако крепления стабилизатора изнашиваются чаще остальных элементов. Начнём с того, что торсион устанавливается в обычных резиновых втулках, а перемещение его должно быть лёгким, поэтому сайлент-блоки в этом случае не используют.
Следующий момент — торсион крепят к рычагам подвески автомобиля при помощи довольно простых узлов, которые обычно называют стойками стабилизатора. Их стараются изготавливать максимально лёгкими, зачастую выполняя, например, из пластика, потому-то и изнашиваются они достаточно быстро.
Любой, даже небольшой зазор в узлах стабилизатора начинает отдаваться малоприятными звуками, которые слышны в салоне автомобиля. Стоимость деталей, пришедших в негодность, чаще всего не превышает пары тысяч рублей, однако в любых правилах существуют и исключения, к примеру, когда недорогие резинки нельзя купить отдельно либо для их замены понадобится разобрать едва ли не половину автомобиля.
Факторы, влияющие на ресурс
Во-первых, это различные неровности дорожного полотна, а также песок. Во-вторых, небрежное обращение с автомобилем либо стоянка под значительным боковым уклоном. Каким образом можно продлить срок эксплуатации? Просто старайтесь аккуратнее двигаться и, по возможности, по чистым дорогам.
Амортизаторы
Их предназначением является сглаживание различных колебаний кузова автомобиля во время движения на повороте либо прохождения неровностей. Каким образом это происходит? Когда кузов транспортного средства перемещается, то жидкость, находящаяся внутри амортизатора проходит сквозь клапаны, нагреваясь при этом и уменьшая энергию раскачки. Повредить клапаны может разве что чересчур жёсткий удар, а изгибы штоков — лишь чрезвычайно высокий. Особенно это характерно для тех подвесок, в которых амортизаторы являются одной из частей основной конструкции.
Понятно, конечно, что клапаны, а также уплотнения поршня подвержены износу, однако идёт этот процесс достаточно долго, и если бы все причины на этом заканчивались, то и срок службы мог бы быть практически вечным. Однако на изнашивание влияет и такой фактор, как изменение маслом в амортизаторе своих свойств (разжижается и теряет присадки, которые нужны для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии различного типа уплотнения).
Ещё одной причиной быстрого износа амортизаторов может стать его температура. На неровных поверхностях дорог, в слишком жаркую погоду, на небольшой скорости – при любом из этих условий амортизаторам автомобиля приходится довольно тяжело, они могут даже «вскипеть», что приведёт к потере эффективности.
Усугубляет ситуацию грязь, налипающая на амортизаторы, так как она мешает теплоотводу. В этом случае в жидкость амортизатора, скорее всего, попадут частицы, образовавшиеся в результате повреждений штока, и масло будет пробиваться наружу.
Факторы, влияющие на ресурс
Исходя из всего вышеизложенного, нетрудно понять, что грязь и различные неровности дорог являются главными врагами амортизаторов. Если в первом случае вопрос можно решить, установив изготовленные из резины пыльники, то со вторым уже намного сложнее – все ямы на дороге вряд ли удастся объехать. Здесь можно только посоветовать избегать сильных нагрузок и не допускать серьёзного перегрева амортизатора. Также не стоит забывать и о чистоте деталей.
Шарниры
Подвеска автомобиля никак не может обойтись без сферических либо иных видов шарниров. Бывает, что их всего лишь несколько, как, к примеру, в ВАЗовских моделях, а иногда и несколько десятков. Преимуществом подобных узлов является жёсткость в 1-2 направлениях и лёгкое перемещение в остальных, из-за чего они становятся незаменимы в узлах подвески транспортного средства.
Уличная грязь для таких деталей абсолютно не страшна, так как смазка в них предусмотрена на весь период эксплуатации и защищается специальным чехлом. Однако далеко не всё так безоблачно, у жёсткости узла существуют и недостатки, к примеру, высокая чувствительность к вибрациям, а также сильным ударам. Вполне может получиться так, что чехол попросту порвётся, тогда и ресурс сразу уменьшится всего до нескольких сотен километров.
Факторы, влияющие на ресурс
Здесь можно отметить сильные удары, получаемые, например, при переезде трамвайных путей. Вредно для шарниров и неважное состояние амортизаторов — это повышает нагрузку. Само собой, что влияние имеют и дорожные условия, ведь любое движение – это пусть и небольшой, но всё-таки износ шарнира.
Сайлент-блок
Спасибо за подписку!
Когда-то идея использования узла, в котором части подвески перемещаются за счет упругости резины, вызвала настоящую революцию в автомобилестроении. Подобная деталь не нуждается в смазке, в ней нет даже небольших зазоров и, вроде бы, она должен быть вечным. Однако на деле всё оказывается не совсем так.
Резина со временем изнашивается, может потерять свою эластичность, расслоиться или потрескаться. Зачастую происходит так, что некоторая часть её оказывается оторванной от основания, при этом сразу же теряется пружинистость в одном направлении, в других же остаются с большой скоростью увеличивающиеся люфты. Поэтому ситуация с такими узлами намного сложнее, так как:
- износ во многом зависит от деформации узла, на которую могут повлиять многие факторы, такие, как состояние, в котором находятся пружины, температурный режим и даже возраст детали
- значительное влияние имеет также и дорожная грязь, компоненты которой разрушают поверхность узла
Факторы, влияющие на ресурс
Главным таким фактором является состояние подвески. Значение имеют и отклонения перемещений – если амплитуда мала, то и ресурс будет большим и наоборот. Чересчур низкий либо высокий температурный режим также вреден для резины. Однако самое большую роль всё же играет состояние амортизаторов и пружин.
Пружины
Разумеется, пружина так же, как и остальные детали, изнашиваются. Сама по себе она, конечно, достаточно долговечна, и оказать какое-либо влияние на неё может, наверное, лишь коррозия либо сильная перегрузка, которая происходит чаще всего в морозную погоду.
Факторы, влияющие на ресурс
Во-первых, это передвижения по плохому дорожному покрытию и загрузка автомобиля. Во-вторых, немаловажно и обслуживание – грязные детали ржавеют намного быстрее, да и ломаются чаще, поэтому не забывайте о чистоте, также необходимо периодически обновлять антикоррозийный слой.
Подведём итоги. Каждый из узлов подвески взаимосвязан с другим, например, шарниры зависят во многом от состояния опор, а сайлент-блоки — от амортизатора и пружин и т.д. Также состояние любого из них зависит от качества и степени загрязнённости дорог и стиля вождения.