sell

Балансировка. Что это такое и для чего применяется

14.04.2017

Вопрос, который интересует многих. Два раза в год, когда вы меняете комплект резины на шиномонтаже, вы, скорее всего, столкнетесь с необходимостью выполнить балансировку колес. Иногда сотрудник станции шиномонтажа делает это без предупреждения, как само собой разумеющееся. Эта процедура необходима для того, чтобы при езде на автомобиле не было биений в рулевое колесо из-за не совсем точного направления движения неверно отбалансированных колес, что также серьезно влияет на детали подвески машины (шаровые опоры, подшипники и т. д.). Однако встает вопрос – каким образом правильная балансировка помогает избежать тряски руля и предотвращает преждевременное сокращение ресурса подвески?

Цель балансировки колес

Как правило, вращение колес происходит в быстром темпе. Вроде бы все просто, однако, есть один нюанс. По закону физики, если одна точка колеса на самую малость тяжелее другой точки, благодаря вращению во время движения машины такая разница в весе многократно возрастает из-за возникающей центробежной силы. Иными словами, колесо, которое имеет разный вес на различных сегментах своего радиуса, имеет смещенный центр тяжести – как нетрудно догадаться, он будет склоняться в ту сторону, где такой вес больше всего. Для наглядности вы можете попробовать нацепить на собственный палец колесико, затем покрутить его. После этого к колесику прилепите, например, жевательную резинку и снова покрутите колесико – и вы сразу ощутите отсутствие такого же ровного вращения, которое испытывали в первый раз, ведь ваш палец более будет склоняться туда, где в конкретный момент находится та часть колесика, к которой прикреплена жвачка.

Балансировка колес

В реальности любое колесо подвержено влиянию разности масс. Во-первых, в бескамерных колесах (а они сейчас практически все без камер) есть клапан, который находится в некоем месте колесного диска, производя некий (пускай и малый) дисбаланс в месте посадки. Однако все-таки не в пример значительную разницу масс создает покрышка колеса. Чуть менее влияет на колесо его диск, еще меньше – скопившаяся грязь, затем камни между рисунком протектора покрышек и т. д.

В результате различие в весе разных частей колеса негативно воздействует на удобство передвижения, безопасность, и, безусловно, на ресурс деталей подвески, а также шин. Самое частое явление, которое вы можете наблюдать при неверной балансировке – это дрожащий во время поездки руль (а если разбалансированы и задние колеса, биение можно ощущать и по всей машине). Балансировка помогает устранить такие неприятности.

Что собой представляет балансировка

Как уже упоминалось, цель балансировки – нивелировать, насколько возможно, имеющийся дисбаланс колес, для чего необходимо его сегменты уравновесить по всему радиусу. Балансировка всегда производится сразу перед процедурой установки на автомобиль (когда колесо уже надето на колесный диск).

Балансировка колес

На специальный балансировочный станок (стенд) закрепляют колесо на горизонтальной оси, затем выполняется центрирование оси специальным конусом. Все это закручивают при помощи особой гайки. После этого сотрудник шиномонтажа указывает нужные параметры на стенде (обычно это размер колеса (R), его ширина и дисковый вылет). Далее кожухом колесо накрывается – это делается для того, чтобы возможные грязь и пыль не летели с колеса по всей мастерской. После нажатия кнопки «Пуск» колесо начинает быстро вращаться, а специальный аппарат при помощи датчика особой чувствительности измеряет весовую разность на колесной оси – именно это значение сотрудник шиномонтажа и наблюдает на дисплее. Также отображается тот сегмент колеса, где наблюдается дефицит этой массы. В результате мастер крепит на это место грузик, причем крепить (или клеить) грузик можно с обеих сторон колеса. Клеят грузики в случае использования литых дисков, а на штамповку (хотя и некоторые литые тоже) их крепят при помощи особых скоб, цепляющихся за дисковый обод.

Далее дополнительно вращают колесо, после это либо видны очередные весовые разницы (но уже меньшие по значению), либо же стенд сообщает о том, что балансировка колеса выполнена успешно (что бывает чаще). Хотя «успешно» в этом случае – весьма относительное слово, так как стенд тоже не «безгрешен» — он имеет метрологические отклонения от 5 до 10 граммов (заметим, что эта величина настраивается в конфигурации стенда).

Вот так небольшие грузики практически идеально способствуют балансировке колеса.

Частота проведения балансировки

Эту процедуру требуется делать по мере надобности. К примеру, если вы почувствовали удар по колесу при наезде на глубокую яму или же просто ощутили, что рулевое колесо начало дрожать, то однозначно лучше съездить в мастерскую по ремонту шин. Ведь случается, что дорожная яма или иная неровность является причиной погнутого диска. Здесь, помимо балансировки диска, придется также провести процедуру выравнивания диска (или, при невозможности, операцию по его замене).

Балансировка колес

С другой стороны, как быть, если вы ям на дороге не встречаете, и в руль ничего не бьет? Тогда балансировка потребуется в следующих случаях:

  • сразу по приобретению новых шин (или колес);
  • после устранения дефекта в шине, прокатки диска или обнаружения на нем вмятин;
  • после разбортировки и обратной бортировки покрышки на диске;
  • при длительной езде на спущенной шине;
  • раз в сезон (2 раза в год – осенью и весной) во время замены комплекта резины с зимней на летнюю или, наоборот (выполняется непосредственно перед установкой на автомобиль).

Балансировку производить необязательно в следующих случаях:

  • после осуществления незначительного ремонта, не влияющего сильно на форму колеса (установка жгута в пробитое чем-либо отверстие в шине);
  • при снятии и обратной установке колеса (или смене колес местами);
  • снятие колеса для осуществления ремонта иных узлов и деталей (обычно для доступа к подвеске);
  • в иных случаях, не предусматривающих изменение структуры шины (или с минимальными изменениями) при условии отсутствии разбортировки шины с колеского диска.

Стоимость балансировки

Стоимость этой процедуры напрямую зависит от радиуса колесного диска (R) и назначается каждому колесу отдельно (хотя часто балансировку выполняют сразу для двух колес или же для полного комплекта, исключая запасное колесо).

Спасибо за подписку!

Балансировка колес

Приблизительные расценки на балансировку в Москве и областных центрах в зависимости от размера:

  • R13: 70-100 руб.;
  • R14: — 80-130 руб.;
  • R15: — 80-140 руб.;
  • R16: — 100-160 руб.;
  • R17-R18: — 100-190 руб.;
  • R19 и выше: — 110-250 руб.

Есть особенность: как правило, для машин полугрузового типа стоимость балансировки не зависит от величины колеса. Например, автомобиль «ГАЗель» отбалансировать будет стоить дороже (хотя размер R позволил бы это сделать дешевле). Подобные ценовые схемы применяются также для джипов или кроссоверов.

Заключительная балансировка

Такой вид балансировки (его еще называют финальной балансировкой) подразумевает следующее. Обычная балансировка позволяет закреплять колесо в соответствии с центральным отверстием, но ведь на машине-то колеса фиксируются не по центру, а в соответствии с расположением крепежных болтов. Балансировка, теоретически, может быть не совсем точной, так как геометрический центр внутри фигуры, образуемой этими болтами, не всегда совпадает с фактическим центром.

Поэтому колесо, будучи уже установленным на автомобиль, подвергается финальной балансировке (то есть колесо уже закреплено, однако машина с домкрата еще не снята, что позволяет колесу свободно вращаться).

Правда, такой способ применяется лишь для спорткаров, у которых очень жесткая подвеска и резина низкого профиля.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 

Комментарии (0)