Замена втулок клапанов на классике
Заменять направляющие втулки клапанов приходится довольно редко, хоть и постигает большинство владельцев автомобилей ВАЗ классического семейства.
Для начала о назначении этих самых втулок — они, исходя из названия, призваны ограничивать пространственное перемещение клапанов относительно ГБЦ, сводя его к возвратно-поступательному движению. Проще говоря — это втулки в которых перемещаются клапана.
Зачем же их заменяют? Вопрос правильный, но нужно смотреть в корень. Главным показателем к замене является износ втулки (соответственно увеличение внутреннего диаметра под стержень клапана) более чем на 0,15мм и его никак нельзя устранить заменой клапана на новый. Также вытекающим отсюда дефектом есть быстрый износ маслоотталкивающих колпачков (в народе — сальники клапанов), в более сложных случаях откровенно «шатающийся» клапан во втулке разрывает сальник. Соответственно через плохой сальник в цилиндр попадает масло, синий дым из выхлопной, лицо ужаса и дергающийся глаз у владельца… Также появляются шумы, как итог возникшего зазора. Но стоит заметить, что ресурс втулок клапанов приближаются к 300тис км. пробега и (как правило, возможно для вас это и не правило) при первом капремонте не заменяются.
Замена направляющих втулок естественно проводится на снятой ГБЦ, с извлеченными и рассухаренными клапанами.
Втулки для впускных и выпускных клапанов разные! Направляющие для впускных клапанов меньше по длине, внутри их присутствует смазывающая спиральная канавка до половины длинны втулки, это сделано для минимизации попадания масла во впускной коллектор. Направляющие втулки выпускных клапанов длине по размеру, внутри канавка проходит по всей длине втулки. Когда-то читал, что не плохо себя показывают втулки изготовленные из бронзы.
Для замены направляющих втулок клапанов вам понадобится следующий инструмент:
- Молоток
- Оправка для выпресовки и запресовки самих втулок (на фото ниже)
- Развертки на 8.022 и 8.028
Начинать замену нужно с выпресовки старой втулки, сделать это довольно легко, необходимо взять оправку в левую руку, молоток в правую и выбить старую втулку. Так следует поступить со всеми втулками. Если вам не удастся изготовить или купить такую оправку, то можно использовать любой стержень подходящего диаметра, но это весьма не желательно!, легче отдать мастеру.
При запресовке новых направляющих втулок, необходимо проявить смекалку, а собственно ГБЦ разогреть до температуры около 100 градусов, а втулки предварительно положить на сутки-двое в морозилку. Это позволит, говоря просто, максимально расширить посадочное отверстие и максимально сузить направляющую втулку. Также не забываем, что перед запресовкой на втулки необходимо одеть стопорные кольца.
Спасибо за подписку!
Казалось бы и все? Да почти, осталась самая ответственная часть — вставляем клапана, а они не влазят? Все дело в том, что при запресовке втулок, они могут несколько изменять свой внутренний диаметр, тут нам пригодятся развертки.
Про развертки необходимо заметить отдельно, так как довольно часто встречал выражения, что развертка 8.028 (для выпускного клапана) возможно несколько большая. Дело в том, что замена направляющих втулок клапанов в большинстве случаев подразумевает и зенковку клапанного седла, ведь новая втулка может дать небольшое отклонение, вследствие чего добиться герметичности будет очень тяжело. Так вот в процессе притирания, особенно если это делать дрелью, стержень клапана имеет свойство растирать внутренний диаметр втулки и в конце процесса притирки (а он может быть и не очень скорым) получается, что клапан болтается в новой направляющей втулке. Что бы избежать этого, советуют сначала пробрать отверстие меньшей разверткой — 8.022, и если стержень клапана влазит, то притирать с таким отверстием. В конце процесса клапан должен перемещаться во втулке легко и непринужденно:), вместе с этим не болтаться в стороны (помним про 0.15мм).
Надеюсь информация будет вам полезна, если возникнут вопросы, то я отвечу на них в комментариях. В следующих постах рассмотрим притирку клапанов на классике.