Как притереть клапана в мотоблоке?
Практически вчера ко мне пришли с просьбой притереть клапана в ГБЦ мотоблока, если кто не знает, это такой минитрактор с двумя колесами, двигатель дизельный. Были жалобы на то, что после того, как покопались в движке перестал заводиться.

Притираем клапана дизельного мотоблока
Первым делом я осмотрел клапана на предмет загиба тарелки клапана, такое случается при встрече поршня и клапана. Также возможен прогар клапана или седла, клапан чаще всего прогарает в виде трещин (ы), седло же диагностируется после рассухаривания клапана. При прогаре клапана возможно даже нет необходимости поправлять геометрию седла развертками, при прогаре же седла — это необходимо делать обязательно. Но в моем случае просто подогнули один клапан из-за неправильной сборки.
Первым делом диагностируем неисправный клапан — для этого достаточно залить во впускной или выпускной коллектор (в зависимости от диагностируемого клапана) керосин, на крайний случай бензин. Если керосин сочится и течет, то необходимо притирать или заменять клапан. На практике, если керосин лишь слегка мокреет на протяжении 10-15 минут, это решается простой притиркой клапана, если течет — то тут имеется серьезный дефект клапана или седла. В последнем случае необходимо менять клапан или править геометрию седла клапана.
Как проверить клапан ГБЦ на загиб?
Для этого в некоторых случаях достаточно посмотреть на сам клапан, если он ударялся о поршень, то должны остаться следы. Также можно осмотреть клапан визуально и оценить геометрию при малейших подозрениях — заменить клапан необходимо. Но есть самый действенный способ проверки изогнутости тарелки клапана, как я считаю, для этого необходимо взять клапан, вставить его на место и не устанавливая пружин и не засухаривая его, крутить за стержень. Если тарелка клапана искривлена, то сразу будет заметно как она виляет или подпрыгивает вверх вниз.
Таким образом я диагностировал изгиб выпускного клапана, он был немного подогнут, керосин выливался струйкой, скорее всего это произошло в результате неправильной установки меток при сборе двигателя. Был приобретен новый клапан, гнездо было в отличном состоянии его никто не исправлял.
Для того чтобы притереть клапана ГБЦ мне понадобились следующие инструменты и материалы:
- Дрель
- Притирочные пасты, №1 и №2
- Ветошь
- Керосин
Начинать притирку необходимо с пасты №1, если конечно вы используете те же материалы что и я, необходимо нанести тонкую полоску на фаску клапана которую вы хотите притереть, перед нанесением пасту необходимо тщательно взболтать, так как абразив со временем оседает.

Наносим пасту № 1, не налаживайте много, такого количества более чем достаточно
Далее аккуратно вставляем клапан на место, берем дрель и зажимаем стержень клапана в патрон. Если патрон не помещается да и опыта не много, то лучше крутить клапан дрелью через резиновый шланг подходящего диаметра.

Зажимаем клапан в дрель
Далее начинаем притирать, на небольших оборотах немного поджимаем клапан к седлу, затем отводим на секунду от седла, затем снова. Очень важно отводить клапан, так как в это время паста возвращается на кромки и работает. Сначала крутим в одну сторону около минуты, затем переключаем дрель на обратный ход и то же самое в другую сторону. Если в процессе вы видите, что пасты мало, то тогда можно немного добавить.
Очень внимательно следите за тем, чтобы паста не попала во втулку клапана, очень быстро изнашивается.
Далее вынимаем клапан, протираем от остатков пасты, затем берем притирочную пасту №2, она отличается фракцией абразива, паста намного мельче. Наносим столько же, тактика применения дрели как и выше.
Спасибо за подписку!

Наносим притирочную пасту №2
Сколько же нужно тереть клапан? Тереть клапана нужно до образования на поверхности клапана равномерной серой полосы, как на фото ниже:

Полоса на тарелке клапана
Вот и все вроде, но ОСОБО тщательно необходимо промыть всю полость от притирочной пасты, так как она очень агрессивна как абразив, моем собираем, проверяем путем наливания керосина. Если клапана держат то собираем двигатель, если же обнаружена неплотность, то повторяем притирку заново.

Новый клапан на месте, притерт
Отлично написано!