Британец, который без ума от «Жигулей»
Житель Великобритании поведал о своей коллекции автомобилей из СССР.
Обычный трудовик в обычной английской школе – Эд Хьюджес – стал собирать отечественные автомобили аж с 1995 г. За двадцать два года Эд обзавелся «Запорожцами», «Москвичами» и «Жигулями», причем почти все машины из этого списка – настоящие раритеты.
Эд действительно полагает, что нет неприхотливее и надежнее машин родом из СССР. Также он поведал нам, при каких обстоятельствах ему удалось купить эти автомобили, возникают ли какие-то трудности при их оформлении в Англии, а также рассказал, какая из советских машин вдохновила мультипликаторов создать одного из персонажей анимационного фильма «Тачки 2».
Эд родился в Болтоне (графство Манчестер). Будущий учитель труда получил высшее образование в том же городе, став дипломированным электронщиком. С тех пор вплоть до 2011 г. Эд занимался с детьми в школе технологией (к слову, не так давно и российские школы известные «труды» переименовали в «технологию»). В настоящее время м-р Хьюджес проводит обучение школьников в деревне Данксуэлл, расположенной в 30 км от Эксетера (юго-западная часть Великобритании).
Коллекцию Эд начал с «семерки» производства «АвтоВАЗ». Это было в далеком 1991 г., на тот момент машина была в эксплуатации на протяжении 3-х лет. Строго говоря, изначально приобреталась она не как коллекционная машина, но все же с 1995 стала именно таковой.
Нашим читателям мы напомним, что «АвтоВАЗ» с 1974 действительно поставлял в Соединенное Королевство свои изделия – поставки закончились лишь в 1996 г.
На тот момент классика российского автогиганта (разумеется, новая) стоила вовсе недорого по сравнению с тем, что было представлено на рынке. Если такая машина была еще и с пробегом, она становилась просто вне конкуренции. Отец Эда, к слову, тоже с уважением относился к советскому автопрому – в свое время он приобрел первые «Жигули» в 1975 году, а затем еще приобретал две машины вплоть до 1991 г. К тому времени Эдвард уже вполне представлял себе, что собой представляют изделия тольяттинского автогиганта. Уже тогда он был уверен, что этот автомобиль вполне надежен и в обслуживании весьма недорог. Прошли годы, и ожидания учителя труда подтвердились – первая же приобретенная ВАЗ-2107 на сегодня преодолела рубеж в 300 000 километров пути, причем ни одного капитального ремонта ни мотору, ни других ключевым системам не понадобилось.
Для отечественного автолюбителя может показаться странным, что Эда в изделиях «АвтоВАЗа» привлекает сама концепция. Он говорит, что разработка классической серии очень удачна – ведь «Жигули» способны ездить и по разбитому дорожному покрытию, и в сильные морозы, и в жару, и в других суровых условиях. А конструкторская мысль, заложенная в автомобиль, предусмотрела возможность восстановления изношенных или поврежденных элементов своими силами без особых затрат и узкоспециализированных знаний.
Крайне редко Эду приходилось сталкиваться с тем, что какая-то деталь или элемент изнашивались так сильно, что их требовалось заменить без возможности ремонта. Разумеется, не имеются в виду разного рода резиновые уплотнители, резинки, а также расходные материалы и т. п.
Да и вообще, по словам Эда, если за такой машиной ухаживать, она может прослужить очень долго.
В каждой российский марке Эд видит свои достоинства. Он говорит, что «Запорожцы» и «Москвичи» обладают отличными ходовыми свойствами и способны ездить даже по крайне запущенным дорогам. Зато на «Ладе» можно без проблем путешествовать на длинные расстояния. Такой же, по английским меркам, редкой экземпляр, как праворульная «Таврия» (а есть и она в коллекции британца) вызывает интерес сама по себе.
Для наших читателей наверняка не секрет, что отечественные «Жигули» были разработаны на базе итальянского семейства автомобилей Fiat 124. В связи с этим Эду особенно интересно было оценить попытки русских автомобилестроителей создать в то время собственную марку в соответствии с зарубежными технологическими параметрами и стандартами. Интерес возрастал вдвойне вследствие того, что предыдущим экземпляром советской инженерно-автомобильной мысли был ЗАЗ-968, конструкция которого не имела ничего общего с тем, что производилось в Европе и за океаном.
Сейчас у Эда такое количество машин, что иной раз он и сам затрудняется ответить. Одних марок «Лада» насчитывается только пять экземпляров. Это ВАЗ-2101, 02, 03 (правда, последняя в нерабочем состоянии, но в процессе ремонта), 2105 и 2107. Разумеется, все это – экспортные праворульные варианты, которые завод поставлял в государства, где было левостороннее движение.
Кроме того, в коллекции Эдварда также присутствует «Москвич» модель 427. Модель произведена в 1972 г., и, да – это тоже «праворулька»! Есть «Запорожец» и уже упомянутая невероятно редкая праворульная «Таврия», произведенная в 1991 г. В то время «АвтоВАЗ» поставлял такие машины на Мальту, однако именно этот экземпляр местный поставщик «АвтоВАЗа» приобрел для тестирования каких-то приборов. Позже «Таврия» попала к Эду. Кроме русских машин, в коллекции также присутствуют автомобили из Восточной Европы (ГДР), а именно – один Trabant (который содержит 2-тактный мотор) и аж целых три экземпляра Wartburg.
Сам Эдвард утверждает, что ни одну из машин ему не пришлось приобретать за более-менее адекватные деньги – все они достались ему от прежних владельцев в то момент, когда те почти что уже избавлялись от них, потому что не хотели заботиться. Эд покупал их за символические средства, а затем восстанавливал, и машины оживали.
Среди автопарка есть и модели с интересной историей. Как, скажем, «Запорожец» (он же ЗАЗ-968А). Дело в том, что один из соотечественников Эда, постоянно проживающий в Питере, в свое время приобрел этот автомобиль. Спустя годы англичанину пришлось вернуться на родину, а машину пришлось сбыть приятелю, который, между прочим, не постеснялся послать «Запорожец» на самую большую выставку ретромашин, проходящую в Великобритании. Путь «Запорожца» продолжился, когда его сняли для всемирно известной передачи Top Gear производства телекомпании BBC. Особенно Джереми Кларксон (один из ведущих) отметил «люк для ловли рыбы, который даже «Майбах» не может себе позволить» — напомним, что такой действительно имеется в полу машины.
Именно экземпляр Эда, к слову, окрашен в необычные тона – голубой с желтым, что весьма сильно напоминают персонажа анимационного фильма «Тачки 2» под именем Владимир Багажников (в русском дубляже), где все персонажи – сплошь одни машины. Правда, на запрос Эда, действительно ли его «Запорожец» послужил прообразом Багажникова, выяснить не удалось, поскольку компания Pixar так и не дала ему ответа на этот вопрос.
В регистрации транспортным средств на территории Англии также есть свою нюансы. Скажем, машины до 1992 г. в. можно без каких-либо проблем ввозить, трудностей с регистрацией также не наблюдается. Изделия, выпущенные позже, уже требуют соблюдения некоторых норм, это обусловлено ужесточением экологических требований. А с машинами, выпущенными после 2001 г., территорию королевства почти невозможно пересечь по той причине, что все ввозимые машины, изготовленные после этой даты, должны иметь местный евросертификат от производителя, подтверждающий, что изделия соответствуют нормам выхлопа и не выбрасывают в атмосферу большое количество вредных элементов.
Спасибо за подписку!
Хотя, подчеркивает Эд, в общем и целом регистрационные требования Великобритании, касающиеся импорта старинных машин, довольно демократичны – это касается и стран Западной Европы, и Восточной. Так что все фанаты раритетных автомашин могут себя чувствовать вольготно.
Несмотря на то что подавляющая часть старинного автопарка Эда содержит правый руль, он не видит трудности в том, чтобы рулить леворульной машиной. Как правило, самым тяжелым маневром в такой ситуации считают обгон, ведь езда с левой стороны подразумевает, что происходящее справа видно хуже. С другой стороны, в Великобритании подобные обгоны редки, так как дороги Королевства не такие, как в России. Подавляющее большинство трасс на территории Англии содержат одну или две сплошные полосы посередине – никакого обгона. А в деревушках и селах ширина дорог настолько мала, что два автомобиля могут разъехаться с трудом, вот тут-то, кстати, левый руль будет очень кстати – видна обочина, и сразу становится понятно, можно ли на нее немного заехать, чтобы не задеть встречную машину.
На вопрос, тяжело ли отыскать в Англии детали и узлы для отечественных автомобилей (особенно для «Москвичей» и ВАЗ-2101), Эдвард ответил, что сегодня интернет есть практически у всех, и хорошие знакомые из России и Украины помогают переправить на территорию Великобритании требуемую запчасть при необходимости. Хотя, когда предоставляется возможность лично прилететь на самолете в Москву или Киев, приобрести новую деталь самому особенно приятно.
Свою коллекцию Эд с удовольствием бы пополнил. Так, ему приглянулась 21-я «Волга», на которой ездить в свое время доводилось. По его словам, это машина, которая внушает чувство мощи и вместе с тем изящества – владелец такого автомобиля как бы говорит, что он обладает особенным достоинством.
Научился Эдвард чинить советские раритеты самостоятельно. При покупке «семерки» ему перепало удачное издание руководства по ремонту этого автомобиля. Затем были приобретены еще книги по обслуживанию, из которых Эд многое почерпнул – за все время, что у него хранится коллекция, ни разу не прибег к ремонту в сервисе или автомастерской.
А еще британец пишет статьи для очень популярного в стране издания – Practical Classics. Примерно 5 лет тому назад издатель вышел на Эда и пригласил его поработать для этого журнала. Теперь Эдвард регулярно выпускает материалы, посвященные ремонту и сервисному обслуживанию старинных машин – для демонстрации он часто используется собственный автопарк. Такой подработкой Эд доволен и подчеркивает, что нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом, за которое еще, к тому же, и платят.